Зимнее солнцестояние (в русской культуре — солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно — Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни — «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса — символ умершего и возродившегося вновь солнца.
С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь — например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды — коледование или колядки.
История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.
Сочельник — вечер накануне Рождества. Само слово «сочельник» произошло от названия зерновой постной каши с сушеными грибами, ягодами или медом — сочиво. Это обрядовое блюда традиционно готовилось накануне Рождества и елось за вечерней трапезой.
В сочельник было принято гадать. Такая традиция зародилась в дохристианские языческие времена, когда люди хотели узнать, будет ли хорошим предстоящий урожай, девушки пытались разглядеть в воде лицо суженого и т.д. Гадали по-разному, например, иногда использовалось 12 сосудов с водой, символизирующих 12 колодцев. Еще девушки, бывало, гадали при помощи специального блюда, куда наливалась так называемая молчальная вода. Гадание всегда сопровождалось различными песнями, которые назывались подблюдными, и заговорами. Сохранившиеся до наших времен подблюдные песни содержат, например, такте заклинания: «Кому поём — тому добро, тому сбудется, не минуется». Место проведения девичьих обрядов гадания также имело большое значение. Обычно такие гадания устраивались в банях. Гадающие девушки распускали волосы. Снимали с себя все обереги (позднее во времена Христианства и нательные кресты) и отдавались на волю сил природы, духов предков или иных языческих божеств, которые должны были обеспечить достоверность полученной в гадании информации. Позднее, обряды гадания превратились в традиционную рождественскую игру.
Также были распространены святочные игры-вечёрки, которые сопровождались специальными поцелуйными песнями и представлениями ряженых. Молодежь, холостые парни и незамужние девки, собирались вечером в избе развлекались, как могли. Поскольку вся жизнь человека в то время была строго регламентирована необходимостью той или иной работы в поле и на дворе, теми или иными разрешениями, а чаще запретами церкви, время на развлечения не было совсем — лишь пару раз в году, на праздниках подобных этому, молодежь могла позволить себе немного больше. Играли в покойника, сопровождая представление срамной молитвой, продавали коня или козу, изображали деда с бабкой… Под конец вечера целовались. «Целей в уста, чтобы рожь росла густа!» Сексуальная подоплека таких игр, конечно же, в урезанном по сравнению с языческими временами виде, имеет свое начало в древних агропродуцирующих обрядах, когда осеменение поля молодыми мужчинами или обрядовый половой акт воспринимались как вполне естественное и даже необходимое действие.
Естественно, Христианская церковь запрещала святочные гадания и игры ряженых. Шестой вселенский собор постановил, что «Прибегающие к волшебству, чародеянию или иному способу колдовства с целью узнать от дьявола что-то сокровенное… подлежат наказанию шестилетней епитимией». Епитимья представляла собой обязательство послушания и могла включать в себя паломничество по святым местам, каждодневную молитву, ношение вериг и т.д., и являлась, по мнению церкви обязательным «духовным врачеванием» грешника. Также точно наказывались и «пляски, совершаемые по чуждому христианского житья обряду». Дело в том, что мужчинам нельзя было одеваться в женское, равно и наоборот, также нельзя было носить масок.
Несмотря на строгость наказания, церковь так и не смогла вытравить из народной памяти исторических русских, украинских, белорусских, литовских, болгарских, польских традиций Коляды. Эти и другие восточно-европейские народы бережно хранят свои традиции в эпосах, сказках. Народном фольклоре и, конечно же, в рождественских обрядах!
=) спасибо =)