«Матерь всех праздников» — именно такое название получил праздник Рождество Христово. Особый смысл святой ночи настолько велик, что повлиял не только на ход истории, но и на летоисчисление, которое мы стали вести от Рождества Христова. Очень сильно полюбили этот праздник на Руси.
До появления «вечерней звезды» и звучания песен связанных с этим праздников, в так называемый сочельник было принято ни брать даже крошки в рот и не садиться за стол, пока «Волхвы же со звездою путешествуют». Детям рассказывалась родителями история, как волхвы с дарами пришли издалека, чтобы поклониться рожденному Иисусу Христу. С младенчества усваивалась ребятишками народная мудрость, и перенимались от старших традиции и обычаи.
Лесная красавица
В каждом доме красовалась рождественская елка, которую с любовь украшали все члены семьи. А ведь, зеленая гостья была привезена в Россию из Германии во времена Петра Первого. Именно вечная зелень дерева символизировала бесконечный цикл жизни и поэтому ветки ели или ольхи, можжевельника, омела стали основным украшением храмов и жилищ.
В давние времена елочными украшениями могли быть всевозможные лакомства, например: конфеты, пряники, орехи, а также овощи. До того, как появились электрические гирлянды, вместо них на ветках крепили восковые свечи. А всем известные сегодня красивые и переливающиеся шары были придуманы человеком приблизительно около ста лет назад. Вместо красной звезды на макушке ели, увенчавшей ее в советские времена, красовалась Вифлеемская звезда. Известно, также, что большевиками, в 20-е годы прошлого столетия категорически не разрешалось устанавливать елки, поэтому некоторые семьи делали это тайно. И только в 1933 году, после того, как вышел специальный Указ правительства, ель вернулась к людям, но уже как новогодний атрибут.
Сочельник
Традиционно, 24 декабря (6 января) в Рождественский сочельник, все православные верующие соблюдали строгий пост до появления звезды. Только уже поздним вечером, каждая хозяйка старалась празднично накрыть стол, подавая самые вкусные угощения. Как символ того, что Иисус родился в яслях, обязательным было положить под скатерть немного сена или соломы. Как только на зимнем небе появлялась первая звезда, вся семья собиралась за столом.
Основными блюдами, служившими украшением стола на Рождественский сочельник были кутья и взвар. Для приготовления кути брали рис с сытою, ячмень, вареную зерновую пшеницу, а для взвара — варили в воде разные плоды фруктовых деревьев — груши, яблоки, сливы, вишни…
Эти же угощения (кутя и взвар) в народе подавали и на такие события, как рождение и смерть человека. Наши предки вложили в основные блюда вечери Рождества Христова особый смысл, соединив воедино воспоминания о рождении и смерти Сына Божьего. Согласно Библейской истории знаменовала смерть Спасителя и смирна, преподнесенная волхвами в дар новорожденному Иисусу Христу. Солома и сено, которыми хозяйки покрывали прилавки и устилали стол, указывали на ясли, в которых прибывал маленький Спаситель.
Рождественский стол
Торжественное Богослужение проходило в ночь на 25 декабря или по старому стилю 7 января во всех церквах. По окончании Рождественской службы народ уже мог разговеться. Все спешили домой и в гости попробовать вкусных угощений – блюда из мяса, рыбы, всевозможные студни и заливные. А самым праздничным блюдом красовался посреди рождественского стола запеченный гусь с яблоками. Утку подавали горячей, а курицу – холодной. К холодному мясу птицы гарниром служили различные соленья – огурцы, помидоры. Украшали зеленью. А жареный картофель подавали вместе с горячим мясом. Отдельными блюдами были всевозможные салаты из капусты, огурцов и помидоров, свежих и соленых, брусники и моченых яблок.
Обязательными праздничными угощениями для домочадцев, гостей и колядующих были печеные изделия – пряники, пироги и так называемые колядки, которые имели небольшую форму и выпекались из ржаного теста со всевозможными начинками. Прославление Христа в песнопениях, колядках, церковных гимнах проводилось с утра. От дома к дому ходили колядующие, «со звездой» в руках и пели о рожденном от Девы Младенце, пришедших волхвах и простых пастухах.
Святки
Период сроком в 12 дней с момента Рождества до Крещения Господня именуют святками или святыми днями, которые благословлены приходом самого Спасителя в этот мир. Еще с давних времен Церковь начала отмечать освещенные дни. Было принято это время посвящать своим близким, родным, друзьям, дарить им подарки, как сделали это волхвы, одарив Спасителя. Также, приветствовалась благотворительность разного рода — посещение детских домов, больниц, приютов, оказание помощи нуждающимся, больным, подношение милостыни. По традиции, в святки, даже царские особы могли, переодевшись в простых людей давать милостыню тем, кто сидел в тюрьмах.
Колядование являлось на Руси в святки особой и всеми любимой традицией. Дети, девушки и парни наряжались в различных персонажей и «ряжеными» ходили от дома к дому, держа в руках символ рождества – большую самодельную звезду. Обязательно колядующими, исполнялись церковные песнопения. Молодежь и дети славили Христа в колядках, конечно же, исполняя праздничный тропарь и кондак, и духовные песнопения. В любом районе страны было принято колядовать, но данной традиции были присущи и особенности той территории.
Например, вместо рождественской звезды, в некоторых районах России, мог быть «вертеп» (кукольный театр с библейскими персонажами и из жизни простого люда) в руках колядующих. В литературе, а также в фольклорном жанре во всей красоте отражено празднование святок. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский назвал эти дни «днями семейного сбора», временем, когда совершается милосердие и примирение. А события, которые происходили с людьми в праздничные дни Рождества, стали называть святочными историями.
Святки длятся по времени двенадцать дней или полторы недели, до 19 января и завершаются праздником, не менее значимым – Крещения Господня.