Что такое диапроектор?

диапроектор фото

диапроектор



Проекционный аппарат, который демонстрирует диапозитивы, а также другие прозрачные носители информации, может быть в виде диапроектора или слайд-проектора. Такое название – от использования проходящего света в диапроекции. А в случае эпипроекции используется свет, который отражается от непрозрачных исходников. Больше всего диапроектор был популярен в 50-70 годах прошлого века.

В Советском Союзе выпускали разные диапроекторы: «Этюд», «Свет», «Свитязь», «Альфа 35-50», «Экран», «Спутник», «Протон» и др.

Фильмоскоп – это тоже диапроектор, на котором просматривали диафильмы с 35 мм фотоплёнки, где кадр размером 18х24.

Основное: фильмоскоп.

Отсутствует механизм для автоматической замены слайдов. Вместо этого есть специальный фильмовый канал. На некоторых фильмоскопах можно посмотреть одиночные слайды, если их заменять вручную.

Главное в любом проекте – освещение, так как это влияет на то, насколько изображение будет ровным и ярким.

В основу большинства диапроекторов вошла конденсорная система освещения, которая обеспечивает эффективное использование света от лампы.

Источником света в диапроекторах вплоть до середины восьмидесятых были обычные лампочки накаливания, а потом их вытеснили более современные галогенные лампы и металлогалогенные. Лампа может быть 100 Ватт, а может – 250. Если же речь идёт о профессиональной работе для большого экрана и для большого слайда, тот эта величина может достичь и несколько Киловатт.

За лампой устанавливают параболический отражатель, который снижает потери света. Это не относится к галогенным лампам, потому что в этом случае – отражатель встроенный. Лампа очень интенсивно отдаёт тепло и требует вместе с осветительной системой охлаждения. Для этого используют вентилятор большой мощности.

Чтобы слайды не перегрелись и не покоробились, устанавливают специальный теплофильтр впереди конденсора, и он поглощает большую часть инфракрасных лучей. Интерференционный же отражатель – это дополнительная мера для отвода тепла.

Осветительную систему рассчитывают так, чтобы изображение тела накала лампы строилось конденсатором во входном зрачке объектива, который фокусируется при помощи оправы или специального механизма и электропривода.

У сегодняшних диапроекторов имеется автоматическая фокусировка, которая обеспечивает резкость проекций любого слайда, чем компенсирует их коробление разной степени.

В таких моделях среднего класса, как «Альфа 35-50» и «Диана-207» фокусировку можно выполнить вручную, используя для этого дистанционное управление, которое используют, чтобы запустить механизм по замене слайда {4}. На некоторых зарубежных диапроекторах были вариообъективы маленькой кратности, которые позволяли немного изменить на экране размер, не перемещая проектор.

Модель диапроектора для профессионала содержит устройство по синхронизации. Это нужно для магнитофона или любого другого источника звука. Ведь слайд-шоу может проходить в сопровождении музыки или текста от автора.

В это же время идёт запись сигнала по автоматической замене слайда, как того требует программа показа.

За границей были и такие диапроекторы, которые рассчитывались для попарной установки, чтобы переход между слайдами был плавным. А ещё двухобъективные диапроекторы с осветительной системой (это «Rolleivision Twin MSC-300»), у которых была такая же задача {5}.

Чтобы перейти со слайда на слайд, должна плавно изменяться яркость ламп во время одновременного показа двух изображений.

Некоторые советские диапроекторы становились универсальными приборами, если их оснащали дополнительным модулем, чтобы показывать диафильмы.

В Харькове на производственном машиностроительном объединении «ФЭД» выпустили небольшую партию стереофотоаппаратов «ФЭД-Стерео». Предназначался он, как для любителей стереоскопической съёмки, так и для профессионалов. Стереоскопическая съёмка велась на цветную и чёрно-белую плёнку 135 типа.

Чтобы просмотреть стереоскопический диапозитив в формате 24х30, была выпущена небольшая партия специальных диапроекторов со стереоскопическими очками.

Стереопару монтировали в сдвоенной рамке размера 5х10, а во время проекции применяли светофильтры, которые устанавливали и очки, и впереди объектива.





  1. Пока что нет комментариев.